Об анакосмизмах
Анакосмизм — это когда в другом мире (в другой вселенной) наличествуют и упоминаются понятия, характерные именно для нашей. Пример из первой ссылки:
Алексей Пехов, «Пересмешник» — действие происходит в некоем мире, который явно не имеет отношения к нашему. Однако здесь, среди других спиртных напитков, упоминается кальвадос. При том, что французской провинции, в честь которой названо это вино, в данном мире нет и быть не может.
Также герой описывает некое здание как «готическое». В мире книги были свои готы?
Ближе к финалу приятель героя описывает ситуацию, как «апокалиптическую». Естественно, никакого христианства и никакой Библии с Откровением Иоанна Богослова в книге нет и быть не может.
А дирижабли главный герой называет «цеппелинами». В этом мире тоже был свой граф Цеппелин?
Происходят анакосмизмы в фантастике чаще всего из-за того, что придумать всю терминологию с нуля просто невозможно. Дальше я не буду как-то разбирать ляпы, а сосредоточусь на вопросе: можно ли применить анакосмизмы как художественный приём?
Да, если делать свою вселенную, как описано в моей предыдущей статье :doc:<pridumai-sebe-mir>, то на этом прекрасно можно сыграть.
Основная ловушка: требуется продумывать влияние на внутримировую историю. К примеру, история вычислительной техники пошла бы совершенно по другому без Америки.
На этом заметку я решил завершить, пойду дальше думать над миром и над персонажами.
А ещё отдельная головная боль — сюжет.