Почему инстаграм популярен?
Создал публикацию в Инстаграме, и она (пока?) получилась пустой и неинтересной. По сути, вся публикация была всего лишь ссылкой на мой сайт. Задумался, почему Инстаграм популярен.
Начну с основной мысли. Дело в том, что Инстаграм в значительной степени ориентирован на изображения, а я — на текст. Тексты мне писать в разы проще, в то время как художник из меня ужасный. Поэтому нужно думать, может быть, есть варианты. А пока что я даже своих фотографий не нашёл.
Почему взлетел Инстаграм?
Хорошее место, чтобы остановиться и подумать, почему вдруг сервис, где можно размещать только картинки и (обычно короткие) видео, вдруг так сильно взлетел?
Википедия, как обычно, не слишком информативна, поэтому я нашёл интервью с одним из разработчиков на Хабре. Как всегда, толкового мало, но одна фраза меня зацепила:
Идея была в том, чтобы люди делились друг с другом событиями из жизни через фотографии. Оглядываясь назад, идея кажется очевидной – общение при помощи фотографий является универсальным языком. Но продукт определяется цепочкой решений и предположений, и наша комбинация идей «сначала фотки» и «публичный доступ по умолчанию» оказалась именно тем, что требовалось людям.
В нижеследующих рассуждениях не будет ни слова о том, что Инстаграм развлекает.
Сперва я прошу вспомнить, зачем в XVII-XIX веке были балы и званые вечера. Да, в традиционном обществе есть социальная иерархия, в рамках которой люди соперничают с людьми[*]_. И если отвлечься от попыток перейти к бесклассовости в СССР, то социальный статус matter[*]_, и демонстрация этого социального статуса как минимум востребована.
И «публичный доступ по умолчанию», и «сначала фотки» в данном случае начали служить одной цели — демонстрации статуса. Во первых, сами по себе качественные фотографии — штука одновременно и простая, и дорогая, поскольку хорошие фотографии требуют и специального оборудования[*]_ и навыков, не говоря о фоне, нарядах, и прочем задействованном.
Да, инстаграм не зря сперва появился на iPhone.
Во вторых, фотографии (и видео), если сравнивать с текстом, очень просто воспринимаются. При чтении текста необходимо что-то себе воображать и строить мысленные связи. А вот изображение требует намного меньше сил для того, чтобы «отрефлексировать» его содержимое.
В третьих, «работа на публику по умолчанию» формирует механизм, позволяющий задавать этическую норму (фотографии с события «Благотворительный вечер известной актрисы-жены депутата для сирот-инвалидов» публикуются) и сравнить эту норму с другой нормой (у этой актрисы фотографии чётче, детишки холёнее, сама актриса выглядит моложе: всё намного лучше, чем у той криповой жены директора завода).
И, в четвёртых, ориентирование индивида в обществе. Кто бы что не говорил, но когда у мозга есть ощущение, что он что-то понимает, это идёт в плюс настроению носителя этого мозга.
Не является причиной популярности Инстаграма
Справедливо возмущенный читатель тут вскрикивает: «что с котиками и с общением?»
Общение не обязательно требует публичной трансляции, это прекрасно доказывают WhatsApp и Telegram. В то время как в «телеге» опорной структурой являются чаты (в которые ты можешь не заглядывать), в Инстаграме опорной структурой является лента публикаций и Stories, которые транслируются именно «широковещательно». Я сделал пару скриншотов:
Наглядно: Инстаграм с порога начинает показывать контент, а в Телеграме ты сперва выбираешь чат сам. Публичности требует только то общение, что на самом деле является социально-иерархической борьбой, и ребята, которые делают Инстаграм, об этом прекрасно знают.
С популярностью котов ещё проще, кот в данном случае (вернее, хозяин кота) считается за человека. Просто потому, что в конечном счёте любая запись в Инстаграме публикуется людьми. Я бы с удовольствием посмотрел на инопланетянина, который бы постил себя в Инстаграме[*]_.
Впрочем, вполне может быть, что многие известные Инстаграм-модели как раз какими-то инопланетными эльфами-энерговампирами и являются. Но это звучит слишком хорошо, чтобы надеяться на то, чтобы это оказалось правдой.